Пока проект американских ВВС «Next Generation Air Dominance» остаётся на стадии презентаций и обсуждений в Конгрессе, китайская авиационная промышленность демонстрирует быстрый и ощутимый прогресс. В китайских соцсетях недавно появилась фотография испытательного полёта, предположительно, третьего истребителя шестого поколения. Машина выполнена по схеме «бесхвостого треугольного крыла», что повышает аэродинамическую эффективность и обеспечивает всестороннюю малозаметность, выводя эти характеристики на новый уровень.
Появление этой модели вызвало активные споры о её предназначении. Одни эксперты считают, что это пилотируемый истребитель, способный конкурировать с J-50 и выполнять широкий спектр боевых задач, включая версии для палубного базирования. Другие предполагают, что речь идёт о высокоавтономном беспилотном боевом аппарате, который мог бы самостоятельно выполнять сложные миссии, в том числе проникновение в глубину обороны противника, радиоэлектронную борьбу и сопровождение других самолётов, таких как J-20S, J-36 или будущий бомбардировщик H-20. Такая концепция вписывается в стратегию «распределённой летальности», когда сетевое взаимодействие нескольких платформ обеспечивает эффект, превышающий сумму возможностей отдельных машин.
По данным американских СМИ, Китай уже представил как минимум три прототипа истребителей шестого поколения, доведя их до стадии лётных испытаний. Это даёт Пекину потенциальное преимущество первопроходца в развитии таких технологий, которое может достигать десяти лет. Аналитики отмечают, что J-36 имеет конфигурацию «летающее крыло» с тремя двигателями и рассчитан на дальние проникающие удары, J-50 является многоцелевым истребителем, а новая модель может стать ключевым «морским и воздушным стелс-инструментом» после J-35.
В США тем временем NGAD остаётся на бумаге, что вызывает у американских изданий тревожные комментарии о темпах Китая. Как отмечают журналисты, китайцы выполнили за три года то, что американским военным могло бы потребоваться десять лет и делают это открыто, не скрывая прогресса.
Авиационные эксперты считают, что серийное производство китайских самолётов шестого поколения может начаться уже к 2027 году, что обеспечит Пекину более мощные возможности для защиты своих интересов. Если ранее доминирование США в этой сфере казалось неоспоримым, то теперь, по оценкам американских СМИ, Китай своими действиями показывает готовность диктовать новые правила будущих воздушных боёв.
