Ситуация в Иране стремительно ухудшается после серии израильских атак, нацеленных на высшее военное и политическое руководство страны. С 13 июня удары, нанесённые Израилем, привели к тяжелым последствиям — убит или ранен практически весь ближайший круг 86-летнего верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Иран оказался на грани серьезного политического и военного кризиса. Пишет китайский портал Sohu, перевод представлен изданием RZNonline.ru.
Согласно поступающей информации, в результате последних атак был смертельно ранен Али Шадмани — новый главнокомандующий иранскими вооружёнными силами, назначенный всего за несколько дней до этого. Ранее были тяжело ранены командующий КСИР Хосейн Салами и начальник Генштаба вооружённых сил Ирана Мохаммад Багери. Кроме того, погиб давний советник Хаменеи по вопросам национальной безопасности Али Шамхани. Эти ключевые фигуры играли важную роль в управлении страной и обеспечении стабильности, и их потеря серьёзно ослабила систему принятия решений в Иране.
Сложности усугубились и внешним давлением. 17 июня президент США Дональд Трамп сделал громкое заявление, заявив, что знает местонахождение Хаменеи. Хотя он подчеркнул, что «пока» не намерен его ликвидировать, сам факт этой угрозы вызвал резонанс. В контексте предыдущих сообщений о попытке Израиля «обезглавить» руководство Ирана во время удара 13 июня, якобы остановленной лично Трампом, ситуация выглядит крайне напряжённой. На этом фоне Трамп заявил о невозможности переговоров с Ираном и потребовал полного отказа от ядерной программы. Более того, в американских кругах обсуждается возможность прямого военного вмешательства США в поддержку Израиля для нанесения ударов по иранским ядерным объектам.
Тем не менее, несмотря на потери и угрозы, Иран не демонстрирует признаков капитуляции. Иранские СМИ утверждают, что в стране разработаны планы, позволяющие сохранить функционирование ключевых государственных структур даже в случае потери верховного лидера. Сам Хаменеи занял жёсткую позицию, пообещав нанести мощный ответ Израилю. На фоне этих событий всё более заметной становится политическая активность его сына Моджтаба Хаменеи, который имеет прочные связи с силовыми структурами и рассматривается как возможный преемник.
Одна из главных проблем для Ирана на данном этапе — утечка информации и провалы в контрразведке. Последовательные ликвидации ключевых фигур говорят о глубоком проникновении разведок США и Израиля в структуры иранской власти. Предполагается наличие «инсайдеров», передающих критические сведения внешним противникам. Эффективная зачистка этих каналов утечки становится для Тегерана вопросом выживания.
На фоне нарастающего давления со стороны США и Израиля, Иран оказался в крайне уязвимом положении. Способность республики справиться с кризисом теперь зависит не только от военной ответной меры, но и от способности к внутренней консолидации и укреплению безопасности. Как бы ни развивалась ситуация дальше, уже ясно, что происходящее влияет не только на судьбу иранского руководства, но и может радикально изменить расстановку сил на Ближнем Востоке.
