С 1 декабря в России вступили в силу новые правила расчёта утилизационного сбора. Теперь размер ставки зависит не только от объёма, но и от мощности двигателя. Как отмечают эксперты, эти изменения неминуемо приведут к росту цен на автомобили, особенно на импортные модели и машины с мощными моторами. Пишет Autonews.
Ранее утильсбор представлял собой единоразовый платёж, который взимался за последующую переработку автомобиля. Теперь льготная ставка сохраняется лишь для физлиц, ввозящих машины мощностью до 160 лошадиных сил. На автомобили с более мощными двигателями будут действовать коммерческие тарифы, которые значительно выше прежних.
Изменения коснулись также электрокаров и гибридов: теперь при расчёте сбора учитывается суммарная мощность всей силовой установки. По данным российских властей, цель реформы — стимулировать локальное производство, чтобы сборка в России стала выгоднее, чем прямой импорт.
Глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков в беседе с Autonews.ru заявил, что подорожание неизбежно для всех категорий машин, хотя его масштаб будет разным. По словам эксперта, одни модели вырастут в цене незначительно, а для других импорт просто потеряет смысл. Генеральный директор «Мотор-Плейс» Михаил Плотников ожидает роста цен к концу 2025 года на 5–10%, в том числе и на автомобили с мощностью менее 160 л.с.
Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр считает, что повышение утильсбора затронет и вторичный рынок, где доля импортных машин остаётся высокой. Особенно это скажется на автомобилях с моторами объёмом более двух литров.
Среди дилеров мнения схожие. Представители «Рольф» прогнозируют рост цен уже в декабре, а в «Авилоне» предупреждают, что реформа может добавить к стоимости отдельных моделей не менее 800 тысяч рублей. Глава ГК «Автодом» Андрей Ольховский также отметил, что особенно подорожают мощные гибриды и электрокары, ввозимые по параллельному импорту, такие как Li Auto или Aito Seres.
В то же время власти уверяют, что серьёзного подорожания автомобилей российской сборки не произойдёт. По словам вице-премьера Дениса Мантурова, реформа в первую очередь коснётся «серых» и «параллельных» машин иностранных брендов, покинувших рынок в 2022 году. Он подчеркнул, что более 80% автопарка в стране составляют модели с мощностью до 160 л.с., для которых сохраняется льготный коэффициент расчёта утильсбора.
