Китай и новые правила: как прошло перераспределение авторынка на фоне утильсбора

В России вступление новых тарифов утилизационного сбора с 1 декабря уже заметно меняет ситуацию на автомобильном рынке. Как пишет Inkazan, перемены усилились и по другим причинам: доля китайских марок стремительно растёт, локализация производства увеличивается, а спрос внутри страны меняет направление.

По данным «Газпромбанк автолизинга», если год назад доля китайских автомобилей российской сборки составляла 21%, то к декабрю 2025 года она может достигнуть 50%. Уже сейчас этот показатель вырос до 43%. Эксперты уверены, что локализация продолжит расти, и причиной тому стали не только новые правила утильсбора, но и тенденция продавать китайские автомобили под российскими брендами.

Haval остаётся самым востребованным китайским брендом: в октябре продано 26,1 тысячи автомобилей, 93% из которых собраны в России. На втором месте — Chery российской сборки, реализовавшая 4,1 тысячи машин. Третью строчку занимает Voyah, выпускающий гибридные модели. При этом основной объём поставок обеспечивают корпорации GWM (Haval) и Chery (Exeed, Jaecoo, Jetour). Несмотря на то что в 2024 году склады были переполнены китайскими автомобилями, сейчас отмечается дефицит — особенно у Chery и Belgee.

Согласно данным «Автостата», доля китайских марок среди новых автомобилей держится около 50%. В октябре продано 82,2 тысячи таких машин — 49,6% от всех продаж. Ранее этот показатель поднимался до 61,9%. В статистику не включены авто, собранные в России.

Ожидалось, что обновление законодательства по локализации машин в такси повысит долю российских брендов. В список разрешённых вошли LADA, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». Однако опрос «Ромира» показал, что 42% водителей такси продолжат работать на своих автомобилях, и только 5% готовы менять транспорт. Остальные либо не видят финансовой возможности, либо уйдут в «серую зону». По данным отрасли, в России зарегистрировано почти 286 тысяч перевозчиков и более 1,17 млн водителей, однако парки не могут обновлять машины из-за отсутствия средств.

Telegram-канал Baza сообщает, что дилеры нашли способ обхода повышенного утильсбора. Автомобили приезжают в Россию с программно сниженной мощностью мотора, чтобы вписаться в лимит до 160 л.с. Примером называют Chery Arrizo 8, у которой двигатель на 186 лошадиных сил «перепрошивают» до 150. После ввоза мощность возвращают обратно. Журналисты отмечают, что схема легальная и давно применяется в разных странах, однако не для всех моделей она подходит. Перепрошить Lamborghini Revuelto или Audi Q9 так, чтобы они «прошли» под 160 л.с., невозможно. Плюс услуга требует двойной перепрошивки ПО и несёт риски, если выполняется вне авторизованных сервисов.

Несмотря на обсуждаемые обходные схемы, массового перехода на российский автопром не происходит. Эксперты Inkazan считают, что окончательные последствия новых правил для рынка будут понятны только спустя время.

Читать нас в Дзен Новостях
Новости Рязанской области, России и мира!