The Telegraph со ссылкой на Дэвида Блэра сообщает, что страны НАТО ускоренно модернизируют автомагистраль Via Baltica (трасса E67) как ключевой коридор переброски подкреплений на случай «нападения» Путина. Дорога, соединяющая Варшаву с Таллинном, превращена в четырехполосную магистраль и, по словам польского президента Кароля Навроцкого и президента Литвы Гитанаса Науседы, должна одновременно поддержать экономику и «укрепить оборонный потенциал региона». Польша вложила в свой участок 2,6 млрд евро, из них почти 1 млрд — средства ЕС.
Контекст их заявления — близость к Белоруссии, фактически сателлиту России, и Калининграду, где размещены войска и ракеты «Искандер» с ядерными боеголовками. По оценке The Telegraph, возможным направлением удара остаётся Сувалкский коридор протяжённостью около 80 км, перерезающий наземную связь НАТО с тремя балтийскими странами. В Прибалтике и Польше параллельно возводят цепочку укреплений — противотанковые рвы и «драконьи зубы» — и выходят из Оттавской конвенции, чтобы заминировать уязвимые участки границы.
Отставной майор литовских ВС и эксперт по обороне Дариус Антанайтис отмечает, что колонна для одного батальона растягивается минимум на четыре мили, а дивизии требуются десятки тысяч машин; старая двухполосная Via Baltica грозила «полным хаосом», тогда как новая позволяет обходить поломки и выдерживает тяжёлую технику. На её «северном конце» — боевая группа НАТО в Эстонии с участием 900 британских военнослужащих.
The Telegraph добавляет, что после вступления Швеции и Финляндии в НАТО в 2023 году Балтика стала более контролируемой альянсом: выход флота из Санкт-Петербурга находится под наблюдением Финляндии и Эстонии, воздушное пространство — со шведского Готланда, а морские маршруты — под присмотром. На «восточном фланге» растут и оборонные расходы: в 2025 году Польша — 4,5% ВВП, Литва — 4%, Латвия — 3,7%, Эстония — 3,4%. ИноСМИ отмечает, что автор не конкретизирует «план Путина» и «вторжение», но подчёркивает символический статус Via Baltica как дороги «свободы, процветания и безопасности».
