Американские военные активизируют подготовку к возможному конфликту в Тихом океане, делая ставку на маневренные и малозаметные средства ведения боя. В рамках стратегии «Force Design 2030», предложенной экс-командующим Корпусом морской пехоты генералом Дэвидом Бергером ещё в 2020 году, Пентагон переходит от громоздких авианосных групп к распределённым силам малого масштаба. Это обусловлено изменившимися условиями в Южно-Китайском море, где присутствие крупных кораблей оказалось уязвимым. Пишет китайский портал Sohu, перевод представлен изданием RZNonline.ru.
Согласно последним бюджетным данным, Корпус морской пехоты США заказал десятки малых десантных катеров LCU-1700 и в будущем планирует их массовую закупку. Эти суда водоизмещением 400 тонн используются как носители для техники и ракетных установок, способных наносить удары и мгновенно менять позиции. В рамках учений 2022 и 2024 годов, были отработаны операции по высадке на филиппинские острова, запуску ракет и ведению так называемой «морской партизанской войны» с использованием беспилотных катеров.
Для таких операций США модернизировали инфраструктуру в регионе. На базе Ойстер-Бэй на Филиппинах размещены катера, которые могут достичь спорных вод всего за 15 минут. Участвуют в учениях и специализированные подразделения: 3-й полк прибрежной боевой группы, дислоцированный на Гуаме, и 12-й полк на Гавайях. Они отрабатывают скрытные высадки с надувных катеров под прикрытием беспилотников.
Причина смены стратегии очевидна. Китайская ракета DF-21D с дальностью до 1500 км и противокорабельные ракеты Eagle Strike-21 с эсминцев типа 055 делают пребывание американских авианосцев в регионе крайне рискованным. Внутренние американские учения 2023 года показали, что в условиях гипотетического конфликта в Тайваньском проливе США потеряли бы 18 авианосцев подряд, не достигнув целей.
На этом фоне Китай продолжает укреплять оборону в Южно-Китайском море. Искусственные острова Юншу, Мэйдзи и Суби стали настоящими военными бастионами с ангаром для J-16, аэродромами для H-6J и ракетными системами. Эсминец типа 055 «Сяньян» вместе с бомбардировщиками регулярно демонстрирует силу, включая недавний рейд к рифу Скарборо.
Подводный компонент также играет важную роль. Южно-Китайское море со средней глубиной 1212 метров идеально подходит для стратегических подлодок типа 094, способных запускать ракеты «Цзюйлан-2». На поверхности действует авианосная группа «Шаньдун» с двумя эсминцами типа 055 и двумя типа 052D. В мае этот флот прошёл мимо учений США и Филиппин, вынудив авианосец USS Ronald Reagan отойти на 200 миль.
Для возможного захвата островов НОАК использует амфибийную бригаду Южного командования, оснащённую машинами Type 05 и новыми штурмовыми орудиями. На острове Юнсин базируются самолёты KJ-500, транспортники Y-20 и баллистические ракеты Ракетных войск, находящиеся в боевой готовности. Как подчёркивается в источнике, приближение американских катеров на дистанцию менее 20 миль к этим объектам маловероятно.
Ситуация становится особенно острой на фоне прогноза корпорации RAND: 2025 год станет критическим в балансе сил между США и Китаем. В западной части Тихого океана Пекин имеет в разы больше истребителей, авианосцев, подлодок и боевых кораблей. Бывший командующий ВМС США в Индо-Тихоокеанском регионе Джон Акилино признал, что за три года влияние Китая в регионе удвоилось.
Вашингтон старается укрепить союзнические связи. Япония переоборудует авианосец «Идзумо» под F-35B, Австралия направила разведывательные самолёты, а Филиппины открыли девять баз. Однако внутри этих стран нарастают протесты — жители Окинавы выступают против американского присутствия, а на Филиппинах заметны антиамериканские настроения. Дополняют картину частые аварии с транспортными самолётами Osprey.
Тем временем обострение отношений остаётся крайне опасным для всей мировой экономики. Торговля между США и КНР превышает 690 миллиардов долларов, а Китай владеет американским долгом на сумму около 800 миллиардов. По оценкам, прямой конфликт может обрушить глобальный ВВП на 20%. Именно поэтому обе стороны сохраняют круглосуточную линию связи и продолжают использовать механизмы морских консультаций.
