Налоговые органы могут выявлять владельцев квартир, которые получают деньги от аренды, но не декларируют эти доходы, даже без прямого доступа к сведениям о банковских переводах. Для этого инспекции анализируют информацию о недвижимости, сопоставляют ее с доходами собственников и изучают свидетельства других людей. О применяемых способах проверки «Ленте.ру» рассказал вице-президент Международной ассоциации медиаторов «Сила Диалога» Дмитрий Хрулев.
Читайте: Пенсии в России резко вырастут в октябре: кто получит прибавку
Одним из источников информации для налоговой службы выступают сведения Росреестра. Инспекторы обращают внимание на количество объектов недвижимости, принадлежащих конкретному человеку, и их стоимость. Затем эти данные сравнивают с декларациями владельца и имеющейся информацией о его доходах. Такое сопоставление позволяет оценивать имущественное положение собственника с учетом задекларированных денежных поступлений.
При установлении факта сдачи квартиры налоговики могут использовать не только документы, но и свидетельские показания. Информацию об арендаторах способны предоставить управляющие компании, соседи, действующие и бывшие жильцы. Статья 90 Налогового кодекса РФ позволяет вызывать таких граждан для дачи свидетельских показаний. Дополнительным подтверждением получения дохода может служить договор аренды.
Отдельное внимание уделяется финансовым документам. По объяснению Хрулева, банковскую выписку инспекция вправе получить в рамках проверки при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа. Размер фактически полученных средств устанавливается на основании договоров, расписок и переводов. При этом отсутствие сразу доступных сведений о платежах не исключает предварительной оценки доходности недвижимости.
Для такой оценки может применяться расчет в размере 5% кадастровой стоимости жилого помещения за год. Если речь идет о коммерческой недвижимости, ориентир составляет 20–30% стоимости объекта. Эти показатели используются для предварительного определения возможных поступлений, когда сведения о реальных платежах отсутствуют.
Собственникам, сдающим квартиры напрямую, необходимо самостоятельно декларировать полученные деньги и уплачивать налог на доходы физических лиц. Декларацию по форме 3-НДФЛ следует направить не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, а перечислить налог — до 15 июля. Для налоговых резидентов ставка НДФЛ составляет от 13 до 22% в зависимости от совокупного дохода.
Если владелец недвижимости получил требование от налоговой инспекции, ему необходимо представить документы, позволяющие установить обстоятельства сдачи объекта. В их числе могут быть договоры, банковские выписки и расписки о получении денег. Также следует предоставить пояснения относительно периодов, когда квартира не сдавалась и арендаторы в ней отсутствовали.
Читайте также:
- Еще одна пандемия грозит России: количество больных стремительно увеличивается
- Россиянам грозят новые ограничения: что уже изменилось в октябре
- Платежки за ЖКХ резко выросли: сколько теперь придется платить россиянам
