Эксперты назвали факторы, из-за которых рублю грозит девальвация в марте

В феврале укрепление рубля к основным валютам заметно замедлилось, и на рынке вновь заговорили о рисках ослабления в марте 2026 года. Об этом говорится в материале «РБК Инвестиций», где эксперты разобрали факторы, которые могут привести к девальвации, и назвали ориентиры по курсам.

В начале февраля официальный курс составлял 75,7327 рубля за доллар, 90,4680 за евро и 10,8689 за юань. На 21–24 февраля Банк России установил доллар на уровне 76,7519 рубля, евро — 90,2833, юань — 11,0929. Начальник отдела анализа банков и денежного рынка «Велес Капитала» Юрий Кравченко объяснил поддержку рублю в первой половине месяца низким спросом на валюту внутри российского контура со стороны бизнеса и финансового сектора из-за геополитических и инфраструктурных рисков. Старший аналитик УК «Первая» Наталья Ващелюк среди важных факторов также назвала геополитику, продажи валюты Банком России и высокие процентные ставки, которые сдерживают отток капитала.

Главный риск девальвации в марте, по оценкам опрошенных «РБК Инвестициями» аналитиков, связан с возможным оживлением импорта и, как следствие, ростом спроса на валюту. Ващелюк допускает, что активизация импорта может привести к умеренному ослаблению рубля. Аналитик «Цифра брокер» Иван Ефанов считает, что в долгосрочной перспективе постепенное снижение ключевой ставки будет стимулировать потребительский спрос и восстановление импорта, а это повышает потребность в иностранной валюте и создает давление на рубль.

Отдельный блок — продажи валютной выручки экспортерами. Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин отмечает, что поведение экспортеров может усиливать движения курса: при заметном ослаблении рубля они могут придержать продажи, а при ожиданиях укрепления — наоборот активнее продавать валюту. Ващелюк указывает, что нефтегазовый экспорт в начале года находится на пониженном уровне из-за санкций и дисконтов на российскую нефть, а поступления валютной выручки на рынок идут с задержкой и будут определяться ценами предыдущих месяцев; при этом более благоприятная конъюнктура на рынке металлов может частично компенсировать снижение нефтегазовых потоков. В «Обзоре рисков финансового рынка» Банк России сообщил, что из-за снижения цен на нефть объем продаж экспортеров в декабре составил 4,7 млрд долларов, в январе вырос до 5,1 млрд долларов. Кравченко ожидает, что в марте продажи валюты сохранятся примерно на уровне февраля и не станут фактором резкого ослабления рубля.

Поддержкой рублю эксперты называют валютные операции государства. Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев считает, что в марте продажи валюты в рамках бюджетных операций останутся высокими примерно на уровне февраля на фоне низких цен на российскую нефть, что будет поддерживать курс. Ващелюк добавляет, что продажи по бюджетному правилу частично компенсируют просадку предложения валюты из-за снижения нефтегазовых доходов.

Геополитика, по мнению опрошенных «РБК Инвестициями» экспертов, без существенного прогресса в урегулировании не должна кардинально менять курс. При этом Ващелюк допускает: в оптимистичном сценарии возможное укрепление рубля, а в рискованном сценарии, который связан со срывом переговоров, рубль может заметно ослабнуть. Васильев в максимально оптимистичном варианте при урегулировании конфликта и полном снятии санкций допускает резкое укрепление до 60–70 рублей за доллар, а в моменте — 50–60.

Еще один фактор февраля — запуск 16 февраля на Мосбирже торгов «аналогом доллара». Закрытие позиции там происходит сделкой противоположного направления с фиксацией результата в рублях; инструмент беспоставочный и по природе близок к «вечному фьючерсу». Брагин полагает, что влияние на рынок в целом может быть нейтральным, поскольку речь не о движении «живых» долларов, и этот сегмент способен отклоняться от справедливых значений. Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин отметил, что активность в инструменте пока низкая и несопоставима с внебиржевыми объемами; вечером 20 февраля в 19:45 мск «аналог доллара» котировался около 76,05 рубля при официальном курсе ЦБ 76,7519. Васильев считает, что новый инструмент окажет минимальное влияние на курс, который определяется балансом спроса и предложения, экспортом и импортом и финансовыми потоками.

В базовых прогнозах на март 2026 года эксперты, опрошенные «РБК Инвестициями», не ждут резкой девальвации: Васильев называет диапазон 74–80 рублей за доллар, Кравченко — средний официальный курс 76,5–77,5, Ващелюк — 75–80, Ефанов — 75–78, Потавин — 77–81, Брагин — 75–80 рублей за доллар.

Читать нас в Дзен Новостях
Новости Рязанской области, России и мира!