Nature Communications: несколько недель без мяса грозят генетическими изменениями

Отказ от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов на несколько недель может сопровождаться изменениями обмена веществ, связанными с работой отдельных генов. Ученые обнаружили такие особенности при изучении людей, регулярно соблюдающих длительные религиозные ограничения в питании. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Читайте: Россиянам готовят новые запреты: что изменится уже в ближайшее время

В работе использовали данные 200 здоровых жителей греческого региона Салоники. Участники по религиозным причинам исключали продукты животного происхождения из рациона в общей сложности на 180–200 дней в течение года. Для сравнения исследователи сформировали группу из 211 жителей того же региона, которые подобных пищевых ограничений не придерживались.

Сопоставление данных выявило изменения в работе генов и процессах обмена веществ у людей, периодически отказывающихся от животной пищи. Одним из объектов внимания стал белок FGF21, который участвует в регулировании энергетического обмена. Определенный вариант соответствующего гена у части участников сопровождался признаками изменения свойств жировой ткани.

Речь идет о так называемом побурении жировой ткани. При этом процессе белые жировые клетки начинают частично приобретать свойства бурого жира, для которого характерен более активный расход энергии. Исследователи связали обнаруженные признаки с конкретным генетическим вариантом у некоторых участников наблюдения.

Изменения были обнаружены и в активности гена LBR, задействованного в синтезе холестерина. Ученые допускают, что такая реакция может носить компенсаторный характер. При сокращении количества холестерина, поступающего вместе с пищей, организм способен соответствующим образом менять процессы его собственного производства.

Авторы исследования при этом не утверждают, что подобный рацион обеспечивает прямую защиту от ожирения. Полученные результаты указывают на связь пищевых привычек с генетическими особенностями и процессами обмена веществ. Работа показывает, что продолжительные периоды отказа от продуктов животного происхождения могут сопровождаться изменениями на уровне активности отдельных генов.

Читайте также:

Читать нас в Дзен Новостях
Новости Рязанской области, России и мира!