Глава Союза потребителей Койтов: подорожание деликатесов грозит изменением новогоднего меню

Традиция празднования Нового года в России остаётся неизменной: семейные встречи, праздничный стол, шампанское под бой курантов и загадывание желаний. Однако потребительские привычки россиян постепенно меняются под влиянием экономической ситуации и трансформаций в обществе. Об этом Общественной службе новостей рассказал председатель Союза потребителей Российской Федерации Алексей Койтов.

По его словам, масштабных исследований новогоднего поведения россиян пока не проводилось, поэтому говорить о точных изменениях сложно. Тем не менее очевидно, что жизнь после пандемии, начала СВО и введения экономических санкций заметно повлияла на формат праздника. В первую очередь это выразилось в перераспределении потребления в пользу отечественных продуктов и алкогольных напитков. Ассортимент российских товаров на полках магазинов существенно вырос, а предприниматели смогли переориентировать производственные цепочки внутри страны.

При этом, отметил Койтов, у этой тенденции есть и негативная сторона. Мораторий на проверки бизнеса снизил уровень контроля на продовольственном рынке, из-за чего увеличилось количество фальсификата. Чаще всего подмены встречаются в молочной продукции, где животные жиры заменяют растительными. Борьба с этим ведётся, в том числе за счёт налоговых мер: производители такой продукции обязаны платить НДС по полной ставке.

Эксперт также обратил внимание на изменение подарочных предпочтений. Небольшие опросы показывают рост интереса к сертификатам и прагматичным подаркам, что, по его мнению, говорит об уклоне в сторону рациональности. Однако к таким данным он призвал относиться осторожно из-за ограниченной выборки.

Отдельно Койтов затронул тему цен. Из-за инфляции россияне стали бережнее относиться к расходам и чаще заменять подорожавшие ингредиенты более доступными. В качестве примера он привёл красную икру, от которой многие отказываются из-за высокой стоимости. При этом ситуация на рынке, по оценке Союза потребителей, не является критической. Так, «индекс оливье» в 2025 году вырос всего на 4 %, тогда как в прошлые годы рост составлял около 12 %, что связано с удешевлением овощей на 10–20 %.

Читайте также:

Читать нас в Дзен Новостях
Новости Рязанской области, России и мира!