Российским автовладельцам стоит готовиться к новому этапу подорожания автозапчастей и расходных материалов. Эксперты прогнозируют, что рост цен, наблюдавшийся в 2025 году, продолжится и в следующем году. Хотя резких скачков пока нет, постепенное увеличение затрат на обслуживание автомобилей становится устойчивой тенденцией.
По данным Autonews, за первые десять месяцев 2025 года цены на популярные детали для текущего ремонта выросли в среднем на 7–10%. При этом динамика оказалась крайне неравномерной: если воздушные фильтры для распространённых моделей подорожали до 20%, то тормозные колодки, наоборот, подешевели примерно на 15%. Больше всего выросли в цене комплектующие, поставляемые под заказ — детали для ремонта двигателя, коробки передач, рулевого управления, а также элементы кузова и оптика.
По оценкам одного из крупнейших дистрибьюторов, среднегодовое повышение стоимости автозапчастей составило около 7%. Наиболее заметное подорожание зафиксировано на лампы (+18%), сайлентблоки (+13%) и тормозные диски (+12%). Среди основных причин — рост цен на металл и химическое сырьё, а также сложности с импортом. Даже такие стабильные категории, как масла и фильтры, показали рост в пределах 5–10%.
На фоне этих изменений структура рынка также перестраивается. Всё больше автолюбителей переходят с привычных европейских брендов на более доступные аналоги из Китая, Южной Кореи и стран Ближнего Востока. По оценкам специалистов, доля продукции компаний Bosch и Continental сократилась на 10–15%. Продукция ушедших марок по-прежнему доступна через параллельный импорт, однако её доля постепенно снижается.
Некоторые сегменты, в частности шинный рынок, демонстрируют противоположную динамику. Оптовые цены на шины за год снизились примерно на 3%. Незначительный рост отметили лишь бренды Icon (бывший Nokian) и Pirelli. При этом поставщики отмечают, что продажи через маркетплейсы часто оказываются убыточными из-за низкой рентабельности и сложных условий возврата.
Прогнозы на 2026 год остаются неблагоприятными. Эксперты ожидают рост цен на автозапчасти на 15–20%. На это повлияют расширение системы маркировки «Честный знак», повышение налоговой нагрузки, рост стоимости логистики, аренды и топлива. Даже при развитии отечественного производства — например, запуске новых заводов тормозных систем и перезапуске бывших площадок Bosch под российскими брендами — полностью сдержать подорожание, по мнению специалистов, вряд ли удастся.
Комментарий ЦРПТ:
Маркировка никак не влияет на цену — об этом свидетельствует опыт маркировки в 33 товарных группах. Стоимость кода маркировки фиксированная и составляет 50 копеек, а согласно расчетам НИФИ Минфина вклад маркировки в стоимость продукции не превышает 1%, что соответственно ниже инфляции. При этом за счет ухода недобросовестных игроков с рынка, легальные компании увеличивают свою долю и, как результат, зарабатывают больше. Так, согласно данным НИУ ВШЭ дополнительные доходы бизнеса за все время действия системы составили 687 млрд рублей.
