Китай приступил к регулярным коммерческим перевозкам по Северному морскому пути, рассматривая его как альтернативу Суэцкому каналу. Как отмечает издание Yicai, к этому шагу Пекин подтолкнула ситуация на белорусско-польской границе. Варшава в разгар учений «Запад-2025» закрыла переходы с Белоруссией, из-за чего более 130 китайских поездов с грузами на миллиарды евро оказались заблокированы. При этом Politico с иронией заметила, что в условиях напряженных отношений с Москвой и Минском польские обещания восстановить транзит выглядят крайне сомнительно.
Через территорию Белоруссии и Польши проходит до 90% железнодорожных поставок из Китая в Евросоюз. Именно этот маршрут обеспечивает стабильные поставки для крупных торговых площадок, таких как Temu и Shein. Польша сама планировала заработать до 48 миллиардов долларов на транзите к 2040 году, но теперь её перспективы оказались под угрозой. Несмотря на то что движение возобновили 22 сентября, Китай сделал для себя вывод о ненадежности маршрута и ускорил переход к освоению Арктики.
20 сентября 2025 года в путь отправился контейнеровоз Istanbul Bridge китайской компании Haijie Shipping Company. Судно водоизмещением более 54 тысяч тонн вышло из порта Нинбо и должно пройти по Севморпути при поддержке российских ледоколов. Ранее тот же корабль под именем Flying Fish 1 уже прошел по этой трассе от Санкт-Петербурга до Циндао, затратив всего 25 суток вместо привычных 40–50 дней по маршруту через Суэцкий канал.
Новый рейс открыл линию Arctic Express, которая соединит китайские порты Нинбо-Чжоушань, Циндао и Шанхай с крупнейшими европейскими гаванями — Роттердамом, Феликстоу и Гамбургом. По предварительным расчетам, переход займет всего 18 суток, что делает его значительно выгоднее традиционного маршрута.
Ключевую роль в обеспечении перевозок играет российский ледокольный флот. Сегодня Россия располагает восемью атомными ледоколами — «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы», «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Без их сопровождения регулярное судоходство по Севморпути невозможно.
Тем не менее Китай продолжает развивать собственные возможности. В 2018 году было спущено на воду исследовательское судно Xue Long 2, а вскоре после этого начался проект по созданию атомных ледоколов. Китайские конструкторы уже представили проект судна водоизмещением 38 тысяч тонн, способного преодолевать трехметровые льды. В будущем Пекин может попытаться проложить собственный маршрут севернее российского Севморпути, чтобы снизить зависимость от «Росатомфлота».
По данным Reuters, обеспокоенность успехами России и Китая в Арктике проявляют США. Вашингтон располагает лишь тремя дизель-электрическими ледоколами и не способен конкурировать в освоении региона. На встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в Аляске американская сторона даже предлагала Москве рассмотреть вариант продажи или аренды одного из российских атомных ледоколов в обмен на ослабление санкций. Однако, как подчеркивается, российская сторона на такие условия идти не намерена.
