В отношениях между США и Китаем снова наметилось обострение, и на этот раз в центре внимания оказалась авиационная промышленность. Дональд Трамп недавно заявил, что Вашингтон располагает серьёзными рычагами давления на Пекин, в частности в области поставок авиазапчастей. По его словам, если Китай ограничит экспорт редкоземельных магнитов, Соединённые Штаты способны перекрыть доступ Китая к комплектующим для Boeing. Это, как подчеркнул президент, может привести к остановке эксплуатации около двухсот китайских самолётов и сорвать планы Пекина по развитию собственных широкофюзеляжных лайнеров. Пишет китайский портал Sohu, перевод представлен изданием RZNonline.ru.
Такие угрозы ложатся в привычную схему: один шаг Пекина — ответный ход Вашингтона. Однако неожиданно в игру вмешалась Россия. Первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что Москва готова предложить Китаю поставки ключевых компонентов для крупногабаритных авиалайнеров — композитного крыла и турбовентиляторного двигателя ПД-35 тягой 26 тонн. По словам Мантурова, выбор будет за Китаем, но Россия располагает необходимыми технологиями, которые могут стать альтернативой американским решениям.
Российская авиационная отрасль сохранила значительное наследие СССР и в отдельных сегментах остаётся конкурентоспособной. Так, композитные крылья, которые используются в пассажирском самолёте МС-21, производятся по технологии «сухой пропитки», позволяющей уменьшить вес конструкции на 10–20% и снизить себестоимость почти на треть. Эти разработки уже проходили испытания в аэродинамических трубах в рамках совместного российско-китайского проекта CR929 и показали устойчивость на скоростях до 0,85 Маха. Таким образом, Россия может предложить Китаю решения, ускоряющие разработку перспективного лайнера C929.
Не менее важен двигатель ПД-35, созданный в ответ на западные санкции и ориентированный на крупные пассажирские и транспортные самолёты. Его тяга в 26 тонн соответствует требованиям китайского проекта, а использование композитных лопаток вентилятора позволяет обходить западные патентные ограничения. Для Китая наличие ещё одного поставщика повышает устойчивость всей программы C929, снижая зависимость от США.
Между тем заявления Трампа не учитывают ряда уязвимостей. Boeing во многом зависит от китайских заказов: только гражданские авиакомпании КНР приобрели сотни самолётов американского концерна. Прекращение поставок запчастей ударит не только по китайским перевозчикам, но и по самому Boeing. Компания столкнётся с ростом складских запасов, сокращением новых заказов и возможным переходом китайских авиакомпаний к Airbus. Это грозит потерей рабочих мест в Сиэтле и Чикаго, где занято свыше 100 тысяч сотрудников, а также кризисом у сотен поставщиков комплектующих. В прошлом году Boeing уже вынуждена была пойти на массовые увольнения и новый удар по китайскому рынку может привести к серьёзным политическим последствиям внутри США.
При этом Пекин продолжает развивать собственное авиастроение. Самолёт C919 уже вышел на коммерческие рейсы, а работа над широкофюзеляжным C929 и двигателем CJ-2000 набирает обороты. Китайская промышленность постепенно снижает зависимость от внешних поставок, а глобальная цепочка производства самолётов и так тесно переплетена: детали Boeing 787 поступают из Китая, Великобритании и Японии, а сборка осуществляется в США. Взаимная зависимость сторон делает угрозы Трампа скорее политическим сигналом, чем реальным рычагом давления.
В конечном счёте, попытка президента США запугать Пекин может обернуться против него самого. Китай уже имеет внутренние альтернативы, а Россия готова предложить свои разработки. Потеря китайского рынка станет болезненной не для Пекина, а прежде всего для Boeing и американских рабочих. На этом фоне слова Трампа выглядят скорее как «бумажный тигр», чем как реальная угроза.
