Ситуация на Балканах стремительно обостряется. В Республике Сербской готовятся к референдумам, которые могут привести к ее выходу из состава Боснии и Герцеговины, а в Сербии уличные протесты переросли в беспорядки с поджогами и погромами. Пишет Взгляд.
Президент Республики Сербской Милорад Додик назначил два плебисцита: в сентябре жители проголосуют о доверии власти, а в декабре – о независимости. Это стало ответом на давление Сараево, где суд приговорил его к году тюрьмы и шестилетнему запрету на политику, а Центризбирком лишил президентского мандата. Вместо выборов Додик заявил о намерении учитывать лишь «волю сербского народа».
Премьер Радован Вишкович подал в отставку, заявив о необходимости формирования правительства национального единства. При этом боснийские власти не могут реально воздействовать на Баня-Луку и максимум способны объявить референдумы незаконными. Если давление продолжится, выход Республики Сербской из состава Боснии к концу года может стать неизбежным.
В самой Сербии кризис длится уже девять месяцев. Протесты, начавшиеся после трагедии в Нови-Саде, когда обрушение козырька вокзала унесло 16 жизней, эволюционировали в координируемую прозападными НКО кампанию. Акции вылились в погромы и столкновения с полицией.
На этом фоне звучат слухи о перестановке власти: по словам Борко Стефановича, обсуждается сценарий, при котором президент Александр Вучич может перейти в кресло премьера, а президентом Сербии станет Милорад Додик.
Дополнительное напряжение вызвал «нон-пейпер» аналитика Душана Янича, где предлагается поставить Сербию под иностранный контроль. Спикер парламента Ана Брнабич жестко отвергла идею, заявив, что «нового Майдана в Белграде не будет».
Попытка снизить напряженность с помощью беспартийного премьера Джуро Мацута не принесла результата. Протесты усилились, а правительство утратило инициативу. В итоге и Сербия, и Республика Сербская вошли в период турбулентности, который может перерасти в новый виток регионального кризиса.
