Российский рынок такси оказался на грани кризиса из-за острой нехватки автомобилей. Владельцы таксопарков распродают машины, а частные водители не хотят рисковать личным транспортом. Главной причиной называют недоступность кредитов и лизинга, что делает обновление автопарка нерентабельным. Пишет «Свободная пресса».
Ассоциация «Национальный совет такси» (НСТ) обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о запуске программы льготного лизинга для таксомоторной отрасли. Представители НСТ предложили установить ставку хотя бы на уровне 18% годовых. При текущих ставках кредитования, которые в два-три раза выше, обновление таксопарка становится невозможным. Это особенно критично, учитывая, что автомобили в такси проходят 120–140 тысяч километров в год. Без замены машин средний возраст автомобилей достигнет 7–8 лет, что недопустимо с точки зрения безопасности.
Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов отметил, что повышенные лизинговые платежи, вызванные ростом ключевой ставки Центробанка, стали неподъемными для бизнеса. «Если не принять меры, рынок столкнется с массовым выходом компаний из отрасли», — предупредил он. Кроме того, отсутствие доступных автомобилей на рынке усугубляет ситуацию. Ранее популярные Hyundai Solaris и Skoda Octavia больше не поставляются в Россию, а их китайские аналоги, составляющие сейчас менее половины автопарка, имеют меньший ресурс и требуют частой замены.
Некоторые эксперты предлагают альтернативное решение — развернуть массовое производство отечественных автомобилей для такси. Например, на базе «Гранты» можно выпустить удлиненные универсалы и седаны с увеличенным пространством для пассажиров. Это позволило бы насытить рынок доступным транспортом и одновременно поддержать отечественную промышленность. Однако глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов недавно заявил о сокращении объемов производства, что вызывает недоумение у участников рынка.