Китайские автомобили продолжают уверенно завоевывать российский рынок, пройдя долгий путь от первых попыток до полноценной индустрии, которая уже формирует облик современного автопрома в России. В 2024 году этот процесс достиг своей кульминации: рынок адаптировался к китайским брендам, а потребители учатся воспринимать их как повседневную реальность. Автожурналист Артем Краснов, протестировавший за год десятки «чайнакаров», делится своими наблюдениями о том, где китайцы достигли успеха, а в чём им ещё предстоит догонять мировых лидеров. Пишет 74.ru.










Один из главных выводов — китайские автомобили стали массовым продуктом, утвердившись в роли безальтернативного выбора в условиях современных цен и ограничений. Однако эта массовость порой играет с ними злую шутку. Машины часто теряются на фоне друг друга из-за схожести в техническом оснащении и дизайне. Полуторалитровые моторы, вариаторы, огромные тачскрины — всё это встречается у большинства моделей. В итоге впечатления от тест-драйвов сливаются в однообразие, а на фоне глобализации автомобильного рынка китайцы становятся мастерами копирования.
С технической точки зрения китайские автомобили пока не дотягивают до уровня западных конкурентов. Указанные в паспортах 150 лошадиных сил часто ощущаются на уровне 110, а динамика разгона не радует любителей скорости. Добавьте сюда шум в салоне, несовершенную мультимедиа и иногда спорную эргономику — и станет понятно, почему китайские бренды до сих пор воспринимаются с долей скепсиса. Тем не менее они постепенно решают эти проблемы. Так, современные модели всё чаще предлагают полный привод, автоматические коробки передач и адаптацию под российские условия, включая улучшенную шумоизоляцию, подогрев сидений и увеличенный клиренс.
Главная слабость китайских машин — кузов. Оцинковка для китайского автопрома не является приоритетом, ведь в условиях местного рынка машины меняют чаще, чем они успевают подвергнуться коррозии. В России же это становится очевидным недостатком, несмотря на антикоррозийную обработку, проводимую дилерами.
Однако в сегменте электромобилей Китай уже на шаг впереди. Модели вроде Zeekr и Ora демонстрируют выдающиеся характеристики — от убойной динамики до высокого уровня комфорта. Электромобили, в отличие от бензиновых собратьев, зачастую превосходят ожидания, предлагая водителям действительно яркие эмоции и современные технологии.
Цены остаются болезненной темой. Китайские автомобили в России стоят в разы дороже, чем на их родине. Однако эта проблема скорее связана с высокими пошлинами и общей ситуацией на рынке. При этом в самом Китае автомобили стоят значительно дешевле, что объясняет их популярность в регионе.
Несмотря на скепсис, нельзя отрицать прогресс китайского автопрома. Всего за 20 лет он прошёл путь от откровенно сырого продукта до автомобилей, которые можно смело рекомендовать массовому потребителю. И хотя китайский автопром пока ещё уступает европейским и японским брендам в некоторых аспектах, его динамика внушает уважение. Если тенденции сохранятся, через пять лет китайцы могут оказаться в числе лидеров мирового автопрома.