Археологи и исследователи на протяжении многих лет пытались разгадать загадку так называемых «свистков смерти» — керамических артефактов, которые находили в древних захоронениях ацтеков. Эти свистки, внешне напоминающие человеческие черепа, долгое время считались просто ритуальными амулетами. Однако рискованный эксперимент позволил раскрыть их истинное назначение, и оно оказалось гораздо более зловещим, чем предполагалось. Пишут РИА Новости.
Все началось в 1999 году, когда в руинах древнего города Тлателолько, расположенного неподалеку от современного Мехико, были найдены останки юноши. Его тело лежало под одним из ацтекских святилищ. Судя по следам на костях, юноша стал жертвой ритуального жертвоприношения: голова была отсечена, а на ребрах обнаружены глубокие зарубки. Рядом с телом находился ритуальный каменный топор и небольшой свисток, сделанный из глины. Его необычная форма, напоминающая череп, сразу привлекла внимание исследователей. На тот момент свисток сочли погребальным атрибутом или украшением, которое сопровождало умершего в загробный мир.
Тайна артефакта оставалась нераскрытой более десятилетия. Все изменилось, когда один из энтузиастов решил продуть свисток. Эффект оказался ошеломляющим: звук, который издал артефакт, напоминал отчаянный, душераздирающий крик. Этот зловещий визг шокировал присутствующих и заставил их пересмотреть все прежние гипотезы. Артефакт тут же окрестили «свистком смерти».
С тех пор было обнаружено множество подобных свистков, главным образом в захоронениях и святилищах периода расцвета ацтекской цивилизации (1250–1521 годы). Однако попыток повторить эксперимент почти не предпринимали — слишком сильное впечатление производили жуткие звуки. Впрочем, недавно ученые из Швейцарии, решившиеся на смелое исследование, пролили свет на назначение этих артефактов.
Исследователи из Цюрихского университета изготовили несколько копий свистков и провели серию экспериментов. Они пригласили добровольцев, которым предложили послушать аудиозаписи звуков, издаваемых этими предметами. Никто из участников не знал, что именно производит такие звуки. Результаты эксперимента оказались впечатляющими: большинство испытуемых описали свои ощущения как «необычные, пугающие и неприятные». Звук настолько воздействовал на мозг, что все внимание испытуемых переключалось на источник шума, а ощущение опасности становилось почти осязаемым.
Нейрофизиологические наблюдения подтвердили: при прослушивании свистка активизировались зоны мозга, ответственные за реакцию на угрозу. Организм воспринимал звук как сигнал об опасности, что приводило к мгновенному стрессу и мобилизации.
Изначально ученые предполагали, что «свистки смерти» могли использоваться для устрашения врагов. Существовала гипотеза, что ацтекские воины в бою разом продували сотни таких свистков, чтобы дезориентировать неприятеля. Однако результаты швейцарских экспериментов опровергли эту теорию. Оказалось, что пугающий звук воздействует одинаково как на врагов, так и на союзников, что делало такое применение свистков маловероятным.
Позже исследователи обратились к археологу Арнду Адже Боту, который специализируется на музыкальных инструментах Мезоамерики. Он отметил, что аутентичные свистки звучат мягче, чем их копии, и больше напоминают шум ветра. Кроме того, большинство свистков находили в святилищах, посвященных богу Эхекатлю, который в ацтекской мифологии олицетворяет ветер. Согласно легендам, однажды Эхекатль вызвал ужасный ураган, который вырывал деревья с корнями, и его свист раздавался над землей на протяжении нескольких сотен лет.
Швейцарские ученые предположили, что «свистки смерти» могли использоваться в ритуалах, посвященных Эхекатлю. Возможно, их звуки должны были отпугивать злых духов или облегчать переход души в загробный мир. Эта гипотеза подтверждается тем, что свистки часто находят в контексте жертвоприношений. Судя по всему, последний звук, который слышала жертва перед смертью, был мягкий, как шум ветра, свист — своеобразное послание богам.
Читать нас в Дзен Новостях