На тихоокеанском побережье Перу завершилось строительство первой очереди глубоководного мегапорта Чанкай. Этот грандиозный проект, реализованный Китаем в рамках инициативы «Один пояс — один путь», уже вызвал серьезное беспокойство в Вашингтоне. Торжественное открытие порта, на котором присутствовали президент Перу Дина Болуарте и председатель КНР Си Цзиньпин, ознаменовало новый этап в экономических и, возможно, стратегических отношениях между Латинской Америкой и Китаем. Пишет «Свободная пресса«.
Мегапорт расположен всего в 60 километрах от Лимы и обладает уникальными возможностями. Он оснащен 18 причалами, способными принимать гигантские контейнеровозы осадкой до 17,3 метра, и рассчитан на начальный грузооборот до миллиона контейнеров в год. Проект стоимостью 3,5 миллиарда долларов превратил небольшую рыбацкую деревню в крупный торговый хаб, который может стать ключевым звеном в глобальной логистической цепочке.
Однако в США этот успех встретили с настороженностью. Бывшая глава Южного командования ВС США генерал Лора Ричардсон выразила опасения, что порт может использоваться не только для коммерческих целей, но и стать важным военным или разведывательным объектом КНР. Подобные заявления звучали и ранее в отношении других китайских инициатив, включая предположения о создании разведывательных баз на Кубе.
Американские эксперты указывают, что проект Чанкай символизирует растущую экономическую и геополитическую мощь Китая. В последние годы КНР активно наращивает свое присутствие в стратегически важных регионах, что вызывает озабоченность у Вашингтона. Особенно тревожным для США стало заявление Пентагона о значительном превосходстве китайского военно-морского флота. По данным доклада 2020 года, ВМС КНР насчитывали 350 боевых кораблей, тогда как у США — 293. Разрыв продолжает увеличиваться.
Американские военные специалисты подчеркивают, что китайская судостроительная отрасль демонстрирует невиданные темпы развития. По данным The Times, мощности судостроительных верфей КНР превосходят американские в 230 раз. К 2035 году Китай планирует довести численность своего флота до 475 кораблей, включая пять многоцелевых авианосных групп. В условиях, когда бюджетные ограничения вынуждают Пентагон досрочно списывать корабли, США сталкиваются с растущими трудностями в поддержании своего статуса морской державы.
Вашингтон вынужден принимать срочные меры. Так, ранее запланированный вывод из эксплуатации ряда крейсеров и эсминцев был пересмотрен. ВМС США решили продлить срок службы нескольких ракетных крейсеров типа «Тикондерога» и эсминцев класса «Арли Бёрк», чтобы усилить свои позиции в возможной конфронтации с Китаем. Однако эксперты отмечают, что эти шаги не решают проблему фундаментального отставания американской судостроительной отрасли.
Ситуация вокруг порта Чанкай и растущее влияние Китая в Тихоокеанском регионе подчеркивают важность борьбы за господство в мировом океане. В условиях обостряющейся глобальной конкуренции США и их союзники будут вынуждены искать новые стратегии, чтобы противостоять амбициям КНР. Однако на фоне растущего технологического и военного потенциала Китая вопрос о том, смогут ли США сохранить свое лидерство, остается открытым.
Читать нас в Дзен Новостях