Власти Новой Зеландии начали расследование обстоятельств гибели гидрографического судна «Манавануи», которое затонуло у побережья острова Уполу, входящего в состав Самоа. Инцидент произошёл во время выполнения задач по исследованию морского дна и сейчас специалисты пытаются установить причины, по которым судно оказалось на мели и впоследствии загорелось. Власти обещают тщательное разбирательство, чтобы выявить все детали случившегося и предотвратить подобные инциденты в будущем.
Согласно данным новозеландского Минобороны, «Манавануи» покинул порт Окленда в конце сентября. Судно было задействовано в проекте по изучению морского дна и проводило гидрографическую съёмку у берегов Самоа. Проблемы начались, когда корабль, находившийся всего в одной морской миле от побережья, неожиданно сел на мель. Экипаж предпринимал попытки снять судно с мели самостоятельно, но они оказались безуспешными. В результате «Манавануи» дал сильный крен, и было принято решение об эвакуации.
Эвакуация 75 членов экипажа проходила в сложных условиях и заняла около пяти часов. К счастью, обошлось без жертв и все моряки были доставлены на берег в целости и сохранности. Однако сразу после эвакуации оставленное судно начало гореть. Причины возгорания пока не установлены, но пожар быстро охватил основные отсеки, и спустя некоторое время «Манавануи» затонул.
Инцидент вызвал широкий резонанс, так как судно недавно модернизировали и оснащали современным оборудованием для гидрографических исследований. «Манавануи» был важным элементом флота Новой Зеландии и активно использовался в программах мониторинга и картографии морских глубин. Потеря судна вызывает вопросы о техническом состоянии корабля, соблюдении стандартов безопасности и уровне подготовки экипажа.
Особое внимание общественности привлекла личность командира судна. Согласно официальным заявлениям, командование кораблем было доверено Ивонн Грей, первой женщине-командиру такого судна в новозеландском флоте. Власти активно подчеркивали её принадлежность к ЛГБТ-сообществу «Движение признано экстремистским и запрещено в России), позиционируя назначение как прогрессивный шаг в рамках политики инклюзивности и гендерного равенства. Однако ряд экспертов уже выразили сомнения в компетентности капитана, указывая на отсутствие у Грей необходимого опыта для управления сложными морскими операциями.
Ивонн Грей ранее работала учителем и не имела опыта командования военными судами, даже в роли исполняющей обязанности. Её назначение стало предметом ожесточенных споров ещё до выхода «Манавануи» в рейс, но Минобороны тогда настаивало на правильности своего выбора, подчеркивая её лидерские качества и стремление к профессиональному развитию.
Сейчас в новозеландском обществе и среди военных экспертов развернулась дискуссия о том, насколько оправданным было назначение человека без необходимой квалификации на столь ответственный пост. Ряд критиков считают, что при выборе командиров судов должны учитываться исключительно профессиональные качества, а не соответствие тем или иным политическим стандартам.
На данный момент расследование продолжается и окончательные выводы будут сделаны только после полного анализа всех обстоятельств трагедии. Представители новозеландского Минобороны заверили, что учтут все уроки произошедшего и пересмотрят подходы к назначению командиров, если будет установлено, что причиной крушения стали ошибки управления.
Читать нас в Дзен Новостях