Обозреватель американского веб-издания Томас Ньюдик был ошарашен способностями, обеспечиваемыми вертолету Ка-52 его необычной конструкцией – возможностью продолжать полет даже при отсутствии значительной части хвостового оперения.
Как отмечает обозреватель The Drive, российский Ка-52 принял на себя основную тяжесть миссий непосредственной авиационной поддержки, выполняемых в настоящее время с целью препятствования украинскому «контрнаступу». А одному экипажу «Аллигатора» уникальная конфигурация этого ударного вертолета, скорее всего, спасла жизнь во время недавнего вылета.
На видео, получившее распространение в соцсетях в понедельник (19 июня), видно, как «Аллигатор» летит относительно низко, у него оторвано хвостовое оперение, а остатки вертикального киля свисают сзади. Фотография хвостовой части этого вертолета, сделанная после приземления, показывает, как эта часть оперения была смещена более чем на 90 градусов, но каким-то образом осталась прикрепленной к «Аллигатору».
Видео, судя по всему, было снятое из кабины ведомого Ка-52 или другого сопровождающего вертолета. Нельзя быть полностью уверенным, пишет Ньюдик, где и когда было снято данное видео, но кажется почти точным, что эта сьемка происходила на юго-востоке Украины, поскольку в начале видеоролика была различима береговая линия Черного моря.
Потрясающий полет поврежденного «Аллигатора»
Помимо разбитого хвостового оперения, как видно в самом начале видео, от Ка-52 отваливается несколько предметов и похоже, что это магазины с боеприпасами, сброшенные экипажем, хотя возможно, что это могли быть и другие отпавшие части сильно поврежденного хвостового оперения.
Некоторые комментаторы этого видеоролика сочли, что именно сброс экипажем навесных элементов – в частности, топливных баков – привел к повреждению хвоста, при этом один из этих баков мог взлететь вверх в восходящем потоке и врезаться в хвостовое оперение.
Впрочем, по видео невозможно сказать, так ли это на самом деле, хотя тот факт, что четыре каких-то предмета были явно сброшены, говорит о том, что это могли быть навесные баки (всегда навешиваются попарно) или пустые ракетные магазины. Но учитывая, что сброс этих предметов происходил при записи видео и при этом хвост «Аллигатора» уже был поврежден, это указывает на то, что проблемы с хвостом возникли до того, как экипаж принял решение сбросить навесные магазины.
Передняя часть Ка-52, по-видимому, также была повреждена. Можно даже предположить, пишет Ньюдик, что лобовое стекло было оторвано, а также частично отсутствует фрагмент носового фюзеляжа.
В целом представляется столь же вероятным, что Ка-52 получил повреждения при столкновении с украинскими средствами ПВО, которым удалось нанести удар по планеру, впрочем, не причинившему «Аллигатору» достаточного ущерба, чтобы сбить его на землю.
Необычная конструкция ударного вертолета Ка-52
Как бы то ни было, у двух пилотов в составе экипажа этого вертолета, подмечает Ньюдик, есть все основания быть благодарными конструкторам своей боевой машины. Одной из ключевых особенностей Ка-52 является нестандартная соосная компоновка несущего винта, исключающая потребность в хвостовом винте.
Практически для любого другого боевого или гражданского вертолета такой уровень повреждения хвостового оперения стал бы чрезвычайно серьезным событием.
В обычном вертолете хвостовой винт установлен на конце хвостовой балки. Поскольку именно этот винт обеспечивает крутящий момент для противодействия основным винтам (последние вращаются либо по часовой стрелке, либо против нее), если он прекратит работать, то вертолет начнет вращаться в направлении, противоположном направлению вращения несущего винта.
В лучшем случае пилотам удастся войти в режим авторотации и совершить аварийную посадку с ударом о землю. В худшем варианте это приведет к крушению или даже разрушению вертолета в воздухе. Чем ниже и медленнее летит вертолет после потери хвостового винта, тем менее вероятно, что пилотам вообще удаться выжить.
Имея это в виду, соосный несущий винт, в котором есть два комплекта несущих винтов, один над другим – первая группа вращается по часовой стрелке, а вторая вращается против нее – имеет высокое значение для ударного вертолета, который большую часть своего времени летать низко и на малой скорости.
Как бы то ни было, завершает статью Ньюдик, мы точно не знаем, почему Ка-52 оказался над Украиной с поврежденным хвостовым оперением, однако мы можем уверенно заявить: если бы этот экипаж летел на другом типе вертолета, то шансов вернуться на свою базу при таком повреждении у него практически не было бы.
Читать нас в Дзен Новостях