Авторы статьи Берит Линдеман и Ивар Дейл из правозащитного Норвежского Хельсинского комитата (соответственно, генсек и старший политический советник) с негодованием отмечают, что европейский бизнес и третьи страны активно обходят «международные» санкции, осмеливаясь поставлять России подсанкционные товары и тем самым «поддерживая» военные усилия Москвы (см. изображение).
В начале своей статьи норвежские «правозащитники» сообщают о «беспрецедентных санкциях Евросоюза», введенных спустя сутки после того, как Россия предприняла «полномасштабное вторжение» на Украину. Эти меры, пишут Линдеман и Дейл, должны были дать Москве «четкий сигнал» о том, что ее действия будут иметь серьезные последствия (прим. RZN: если что, «разрывающие экономику в клочья» санкции Запад принялся вводить еще при командовании Барака Обамы с марта 2014-го).
Эти «миролюбивые» санкции, продолжают распространяться руководители Норвежского Хельсинского комитета (NHC), были направлены против ближайшего окружения президента России Путина, а также против российских компаний и ряда секторов российской экономики. В последующие месяцы «режим антироссийских санкций» был расширен восьмикратно, затронув ее самый ценный экспорт – нефть и газ – а также ограничив стране доступ к продуктам, которые удалось бы задействовать в вооруженном конфликте с Украиной.
Санкционное расстройство экономики ЕС
Руководители NHC уверены, что политическая верхушка Евросоюза продолжит расширение антироссийских санкций, поскольку Россия почему-то не ослабевает даже под широкомасштабными мерами и при полной приверженности Брюсселя цели подавления Москвы «демократическими» санкциями.
С большим сожалением лидеры норвежской «правозащитной» группы констатируют, что российская экономика оказалась более устойчивой, чем надеялись в Брюсселе, а российские вооруженные силы сохраняют способность «уничтожать гражданскую инфраструктуру, военные объекты и терроризировать украинское население» (прим. RZN: все европейские «негосударственные» правозащитники страдают политическим косоглазием в направлении Вашингтона и Брюсселя, поэтому их риторика всегда соответствует «западному» политическому курсу).
Но более того борцы «за права человека» разочарованы тем, что подсанкционные товары продолжают поступать в Россию и «на поле боя в Украине». И тут Линдеман с Дейлом приходят к выводу, что санкции не «работают должным образом» только потому, что их подрывают сами европейцы. В подтверждении этого они ссылаются на отчет норвежской компании Corisk, занимающейся консалтингом в сфере оценки рисков (главным образом политических и природоохранных) сотрудничества европейского бизнеса с той или иной страной.
В анализе Corisk учтены таможенные данные из 12 стран ЕС, а также Норвегии, Великобритании, Штатов и Японии, наглядно демонстрирующие, что обход «международных» экспортных санкций этих государств в отношении России за 2022 год составил «поразительные» $8,5 миллиардов.
Среди изученных стран Германия является крупнейшим экспортером подсанкционных товаров в Россию; вторым государством в этом списке является… Литва (прим. RZN: кто бы удивлялся – для вора рациональнее громче всех горланить «держи вора»). Эти две страны ЕС, утверждают руководители NHC, обеспечивают Москве поставку половины западных товаров, к которым у русских не должно быть доступа.
Обходные маршруты для европейского бизнеса
Согласно исследованию норвежской Corisk, европейские предприятия, главным образом немецкие, используют третьи страны для поставок своей продукции в Россию. Это видно из анализа данных об экспорте «санкционных» товаров, в особенности предметы роскоши, такие как ювелирные изделия и парфюмерия, крайне необходимые московской элите, а также продукты передовых технологий, такие как полупроводники, квантовые компьютеры, автомашины и транспортное оборудование.
Если с весны 2022-го западный экспорт этих товаров в Россию резко сократился, то одновременно резко возрос в соседние с Россией страны. Почти половина этого «параллельного экспорта» идет через Казахстан, а остальная часть делится между Грузией, Арменией, Кыргызстаном и другими странами (прим. RZN: Казахстан и Грузия – ну конечно, все та же схема выкриков «держи вора», особенно в случае с Касым-Жомартом Токаевым).
Важно отметить, сообщают «правозащитники» из NHC, что в список подсанкционных товаров ЕС входят товары двойного назначения, подходящие для использования как в гражданских, так и в военных целях, например, беспилотники, транспортные средства и некоторые химикаты.
В зоне боевых действий грузовой автотранспорт среднего размера имеет решающее значение для доставки грузов на передовую, поэтому такие автомобили были внесены в санкционный список Евросоюза. И хотя экспорт таких дизельных грузовиков из Германии в Россию упал до нуля, продажи этих же грузовиков в Армению почти сразу выросли в геометрической прогрессии и к сентябрю 2022-го достигли уровня, пятикратно превысившего объемы поставок Германией этих грузовиков в Армению за прошлые годы.
Полиамиды – еще один продукт двойного назначения, расстроенно сообщают норвежские правозащитники, продолжающий поступать россиянам с нарушением санкционного режим. Эти химические вещества, ответственно информируют Линдеман и Дейл, используются в производстве бронежилетов, летных жилетов военных летчиков, также «многих других» военных и гражданских изделий. До июня 2022-го Германия практически не экспортировала полиамиды в направлении Казахстана. Но после введения санкций ЕС спрос на эти химикаты у казахов резко вырос, из-за чего к октябрю 2022-го немецкие промышленники импортировали Астане уже 200 тонн полиамидов.
Литва, подчеркивают в NHC, также экспортирует санкционные товары в Россию, но по другому маршруту – через Беларусь. На фоне «беспрекословной поддержки» Вильнюсом белорусскую оппозицию и литовского противостояния «режиму» президента Александра Лукашенко, за период с мая по сентябрь 2022-го Литва нарастила продажи европейских автомобилей в Беларусь десятикратно. В связи с этим норвежские «правозащитники» приходят к выводу, что раз экспорт автомашин в Россию упал до нуля, а белорусский спрос на эти же автомобили внезапно увеличился, очевидно, что этот автотранспорт поступает в Россию.
Как отмечают Линдеман и Дейл, официальная Астана упорно отказывается принимать чью-либо сторону в российско-украинском конфликте, в отличие от Минска. Президент Токаев неоднократно призывал к прекращению насилия на Украине, заявив об отказе в признании «российской аннексии» украинской территории и клятвенно обещая пресекать обход «международных» санкций через территории Казахстана.
По сообщениям казахских СМИ, пишут норвежские «правозащитники», правительство Токаева ввело усиленный таможенный контроль товаров, ввозимых в Россию, и изучает возможность онлайн-отслеживания таможенного контроля в отношении любых товаров, пересекающих границу Казахстана. Но, как подчеркивают в NHC, будут ли эти усилия действительно сдерживать поток санкционных товаров или это лишь «косметические» меры – еще неизвестно.
Европейский бизнес должен подчиниться «культуре санкций»
Надеяться на Казахстан и других соседей России в контроле за уклонением от «международных» санкций кажется нереальным, расстроенно сообщают руководители Норвежского Хельсинского комитета. Поэтому странам ЕС, что утвердили эти меры, следует полноценно обеспечить их выполнение.
Со своей стороны, Брюссель должен установить новые экспортные режимы для товаров двойного назначения и военного назначения. Члены санкционного блока должны создать целевые группы по расследованию и обеспечить соблюдение санкций, используя все доступные правовые инструменты (прим. RZN: очевидно, что авторы статьи из NHC «ненавязчиво» предлагаю свои услуги Брюсселю в этой деятельности).
Деловое сообщество Евросоюза обязано сыграть свою роль, приходят к выводу Линдеман и Дейл, должно принять «культуру соблюдения санкций» и прекратить закрывать глаза на тех, кто обходит эту «международную» инициативу Запада.
Читать нас в Дзен Новостях